Двухуровневая квартира на Патриарших от АИ-Студия
Как это часто бывает, история проектирования этого интерьера – история удачно найденного компромисса. Заказчик, располагая квартирой на последнем этаже дома в Малом Козихинском переулке, с самого начала собирался, во-первых, обжить и кровлю, получив таким образом второй этаж площадью хотя бы метров так шестьдесят. Конечно, с хорошим обзором: вид на окружающий городской ландшафт в этом случае вполне того стоит. Во-вторых, представляя себе интерьеры будущей квартиры, владелец поначалу мечтал о чем-то традиционно московском. Либо в духе особняков начала прошлого века, либо наподобие почтенных профессорских квартир в сталинских домах.
Бюро "АИ-Студия", к которому обратился заказчик, над пожеланием относительно старомосковского стиля крепко призадумалось. Потому что вообще-то свои интерьеры "АИ-Студия" предпочитает делать по совершенно другой мерке – чистота линий, лаконичность, строгая и прохладная цветовая гамма, ясная планировка с минимумом коридоров и закоулков. Возводить на отведенном участке кровли что-нибудь масштабное проектировщикам тоже не очень хотелось. Почему бы не разбить вместо этого на крыше сад с видом прямо на Патриаршие пруды?
В результате архитекторы (квартиру проектировали Василий Сошников, Иван Колманюк и Ксения Близнина) все-таки убедили заказчика использовать пространство кровли только частично: там появилась небольшая комната со стеклянными стенами. Не то кабинет, не то беседка-бельведер; во всяком случае, неожиданно уютно (алюминиевые переплеты облицованы деревом), и вдобавок что-то традиционное в самой типологии действительно схвачено.
На остальной части крыши все-таки устроили сад – растения свободно прорастают через щебень, который специально обожгли при высокой температуре, чтобы он приобрел густой охристо-коричневый цвет. В крыше прорубили квадрат два на два метра, забрав его стеклом. Наверху, в саду, он смотрится почти как пруд, а заодно, естественно, обеспечивает верхний свет для основного уровня квартиры, что для избранной архитекторами планировки было довольно существенно.
Без коридора обошлись и на этот раз: основные смежные пространства либо свободно переходят друг в друга, либо разделены, как в анфиладе, дверями, и даже спальня, например, получилась проходной. А кухню принципиально сделали таким образом, чтобы ни духовка, ни вытяжка, ни мойка, ни прочая аппаратура не бросались в глаза: все или спрятано, или встроено в мебель заподлицо. "Я вообще люблю встроенные элементы, хотя, конечно, это бывает и сложнее, и дороже, чем готовые решения, – говорит Василий Сошников. – Наверно, мне стоило бы проектировать яхты, там ведь все должно быть встроенное".
Помирить минимализм с традиционностью проектировщики старались не в последнюю очередь на уровне цветовой гаммы. Обычно в интерьерах "АИ-Студии" оттенки древесины все-таки менее настойчивы, а здесь во всей квартире задает тон интенсивный и теплый цвет дуба. И хотя, допустим, сделанные для гостиной встроенные книжные шкафы не до такой степени обременены филенками и карнизами, как в послевоенных академических квартирах, ощущение чего-то добропорядочно-консервативного обозначено. Остальную мебель – скажем, кресла в гостиной и в кабинете – подбирали тоже таким образом, чтобы намек по крайней мере на ар-деко в ее очертаниях читался вполне отчетливо.
И никакого ощущения вынужденной монотонности при этом не возникает. Самым интересным пространством оказалась гостиная. Войдя в нее, сразу замечаешь цветные пятна ковра, точнее говоря, нескольких ковриков, которые можно выкладывать в разных геометрических комбинациях, словно головоломку. А потом взгляд упирается в винтовую лестницу, которая "звучит" в упорядоченном контексте гостиной почти как мощная скульптурная вертикаль. Она ведет наверх, к образцово-показательным московским видам: в конце концов, без них даже самый прямолинейно московский по стилю интерьер многое потеряет.
Если квартира на одного человека, то это просто шикарно.
Хотелось бы побольше картинок, чтобы можно было увидеть переходы из одного пространства в другое.